Изменения в закупочной деятельности унитарных предприятий с 1 января 2017 г.

Материал взять из информационно-правовой системы «Контрактная система закупок для государственных и муниципальных нужд»

Изменения в закупочной деятельности унитарных предприятий с 1 января 2017 г.

С 1 января 2017 года вступают в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц».

На кого распространяются изменения

В число заказчиков, обязанных при закупках руководствоваться Законом № 44-ФЗ, с 1 января 2017 г. включаются государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В соответствии со статьями 113–114 Гражданского кодекса РФ и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

1      унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:

  • федеральное государственное предприятие;

  • государственное предприятие субъекта Российской Федерации (государственное предприятие);

  • муниципальное предприятие;

2      унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:

  • федеральное казенное предприятие;

  • казенное предприятие субъекта Российской Федерации;

  • муниципальное казенное предприятие (казенное предприятие).

Что все-таки можно будет закупать по Закону № 223-ФЗ

Унитарные предприятия будут иметь право с 1 января 2017 г. осуществлять часть закупок в соответствии с нормами закона № 223-ФЗ (ч. 2.1. ст. 15 Закона № 44-ФЗ):

1      за счет:

  • грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юрлицами (в том числе иностранными), а также международными организациями;
  • субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из бюджетной системы РФ;

2     в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия (за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Первоочередные действия в 2016 году

Закон № 321-ФЗ (п. «б» ч. 9 ст. 2) обязывает унитарные предприятия в срок до 31 декабря 2016 года выполнить следующие действия.

Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ:

  • при совокупном годовом объеме закупок в соответствии с планом-графиком свыше 100 млн руб., создается контрактная служба (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным);

  • если совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком не превышает 100 млн руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, назначается контрактный управляющий.

Это нужно сделать до начала проведения закупок, т. к. без контрактной службы (управляющего) осуществлять закупки нельзя.

В ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ установлено требование к образованию контрактных управляющих и работников контрактной службы: высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Обратите внимание: дипломы о профобразовании по Закону № 94-ФЗ с 1 января 2017 года недействительны. Специалистам, имеющим только такие дипломы, необходимо пройти переобучение по Закону № 44-ФЗ.

Отсутствие у работника контрактной службы соответствующего образования в сфере закупок не является основанием для освобождения от административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе (Письмо МЭР № ОГ-Д28-15401).

Зарегистрироваться в ЕИС

Необходимо зарегистрироваться (перерегистрироваться) в ЕИС в качестве заказчиков по Закону № 44-ФЗ в соответствии с Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 № 27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок».

Для регистрации в ЕИС организаций информация о них должна быть включена в Сводный реестр.

Если сведения об организации не включены в Сводный реестр, перед регистрацией ей потребуется пройти идентификацию и аутентификацию в специальной информационной системе (утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.11.2011 № 977).

Получить электронную подпись

Для подписания электронных документов в рамках контрактной системы используется усиленная неквалифицированная электронная подпись (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 44-ФЗ).

После прохождения регистрации в ЕИС уполномоченным лицам необходимо получить в Федеральном казначействе сертификат ключа проверки электронной подписи (Письмо Казначейства России от 21.07.2016 № 07-04-05/12-529).

Сформировать план закупок

Необходимо сформировать план закупок товаров, работ, услуг на 2017–2019 годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

Для организаций федерального уровня Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 552 утверждены Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок, а также требования к его форме.

Для организаций регионального и муниципального уровня Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 установлены Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок (вместе с формой таких планов).

План закупок формируется унитарными предприятиями при планировании финансово-хозяйственной деятельности и утверждается в течение 10 рабочих дней после утверждения плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности.

Утвержденный план закупок подлежит размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана (за исключением сведений, составляющих гостайну).

Важно! С 15 июля 2016 г. в КоАП введена новая статья 7.29.3 «Нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок» (штрафы на должностных лиц до 50 тыс. руб.).

Создать комиссии по закупкам

Для определения исполнителя, за исключением осуществления закупки у единственного поставщика, заказчик должен создать комиссию по осуществлению закупок. Согласно ст. 39 Закона № 44-ФЗ комиссия создается заказчиком заблаговременно до начала проведения закупки.

Число членов конкурсной или аукционной комиссии — не менее чем 5 человек. В котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем 3 человека.

Если в состав комиссии привлекаются эксперты — физические лица, то для участия в работе комиссии такие лица должны располагать документами, подтверждающими имеющуюся специализацию и квалификационный уровень. Существенные ограничения в случае привлечения в качестве экспертов физических и юридических лиц, указаны в ч. 2 и 3 ст. 41 Закона № 44-ФЗ.

Разработать локальные акты

Необходимо разработать локальные акты для работы по Закону № 44-ФЗ:

  • регламент контрактной службы;

  • регламент работы комиссий по закупкам;

  • закупочную документацию по различным способам закупок и др.

Внести изменения в Положение о закупках

Для того, чтобы иметь возможность проводить закупки по Закону № 223-ФЗ, заказчикам необходимо:

  • внести изменения в Положение в отношении закупок, осуществляемых в 2017 году в соответствии с частью 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;

  • утвердить новую редакцию Положения не позднее 15 декабря 2016 г.;

  • азместить Положение в ЕИС.

Основные различия Законов 223-ФЗ и 44-ФЗ

Закон № 223-ФЗ

Закон № 44-ФЗ

Норма

Обоснование

Норма

Обоснование

Гибкое планирование – закупку можно включить в план в день публикации извещения или позже

п. 9 Постановления Правительства от 17 сентября 2012 г. № 932

Закупку нужно включить в план минимум за 10 дней до публикации извещения

ч. 14 ст. 21

Возможность закупать товарный знак без замены эквивалентами

Законом не регулируется, заказчик самостоятельно определяет в Положении

Заказчик при указании товарного знака обязан указать «или эквивалент», конкретный товарный знак может требовать только в случаях, предусмотренных законом

пп.1 ч. 1 ст. 33

Список закупок у ед. поставщика заказчик формирует самостоятельно

самостоятельно определяет в Положении

Перечень возможных закупок у ед. поставщика прямо предусмотрен законом

Статья 93

Заказчик может заключать рамочные договоры, в основном при закупках у ЕП

Ст. 429.1 ГК РФ, 223-ФЗ не содержит запрета

Заказчик не может заключать рамочные договоры

Ст. 42 – требованиями к извещению предусмотрено указание всех существенных условий договора

Заказчик вправе отказаться от заключения договора с победителем по итогам процедуры закупки (кроме торгов)

Ст. 447 ГК РФ, 223-ФЗ не содержит обязанности по заключению

Заказчик обязан заключить контракт с победителем

Часть 1 ст. 34

Объем закупок у ЕП по основанию «закупка до 100 тыс. руб.» не ограничен

Часть 15 ст. 4

Объем закупок у ЕП по основанию «закупка до 100 тысяч рублей» не может превышать 5% от годового объема закупок

П.4. ч.1 ст. 93

Заказчик может использовать любые электронные площадки, реализующие возможность проведения таких закупок.

Законом не регулируется, заказчик самостоятельно определяет в Положении

Заказчик может использовать для проведения закупки с помощью электронного аукциона только следующие электронные площадки:

ООО «РТС-тендер»,

ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Росэлторг),

ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»,

ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»,

ЗАО «Электронная торговая площадка ММВБ «Госзакупки».


Способы закупок:

- конкурс;

- аукцион;

- иные способы, которые могут быть предусмотрены заказчиком в Положении о закупке

Часть 3 статьи 3

Способы закупок установлены законодательно

- открытый конкурс (ст. 48);

- конкурс с ограниченным участием (ст. 56);

- двухэтапный конкурс (ст. 57);

- электронный аукцион (ст. 59);

- запрос котировок (ст. 72);

- запрос предложений (ст. 83);

- единственный поставщик (ст. 93);

- закрытые способы (§5)

Срок заключения договора устанавливается заказчиком в Положении

Законом 223-ФЗ не установлено

Установлены сроки заключения контракта

ч.2 ст.54. ст. 70 ,ч.13 ст.78, часть 17 ст.83

Требования к участникам и критерии оценки устанавливаются заказчиком самостоятельно в Положении

Часть 6 статьи 3 устанавливает общие ограничения к требованиям

Закрытый перечень требований к участникам и критериям оценки заявок

Ст. 31–32

Способы и размер обеспечение заявки и договора определяется заказчиком самостоятельно, за исключением закупок у СМиСП

Законом 223-ФЗ не установлено

Установлены конкретные способы и размеры обеспечения заявок и контракта. Особые требования к банковским гарантиям

Ст. 44–45

Требования по закупкам ТРУ иностранного происхождения

Отсутствуют

Национальный режим закупок

Ст. 14

Материал взять из информационно-правовой системы «Контрактная система закупок для государственных и муниципальных нужд»


Возврат к списку